Служебные расследования

Роль полиграфа при расследовании фактов промышленного шпионажа


Большинство успешных предприятий, функционирующих на территории Российской Федерации, сталкиваются с теми или иными методами недобросовестной конкуренции. Возможность успешного извлечения прибыли на конкурентном рынке во многом связана с изобретенными основателями или менеджментом компании прорывными идеями, так называемыми «ноу-хау».

Наряду с материальными ресурсами и квалифицированным персоналом, такие идеи являются одним из главных факторов успешности того или иного бизнеса. Чтобы догнать компанию - лидера на рынке, конкурентам необходимо провести собственные исследования, нанять дорогостоящих специалистов и пойти на серьезное финансирование так называемых мероприятий НИОКР. Случается, что топ - менеджмент конкурирующих организаций принимает решение о необходимости внедрения в лидирующую на рынке компанию «бизнес-шпионов» под видом их найма на работу. Также конкурентами могут применяться методы различного воздействия на ключевых сотрудников компании с целью поиска «слабого звена» и получения через него интересующей информации.

Такие методы, применяемые в бизнес - среде, получили название «промышленный шпионаж». Данное явление объединяет в себе использование методов недобросовестной конкуренции с целью получения интересующей информации для формирования конкурентного преимущества на рынке и последующего извлечения дополнительной прибыли.

Методы бизнес-шпионажа бывают техническими (атака ведется на компьютерные сети и системы связи компании - «жертвы») и социальными (давление ведется на персонал компании-конкурента, либо делается попытка «заброски разведчика» на ключевую должность). Расследовать при помощи полиграфа технические аспекты промышленного шпионажа не представляется возможным, зато в социальном аспекте данного правонарушения применение средств автоматической детекции лжи может давать хорошие результаты.

Прежде всего, необходимо разобраться с методикой вербовки имеющих доступ к информации сотрудников. Итак, для получения необходимых сведений, конкуренты часто прибегают к следующим методам:

  1. Прямой подкуп интересующего сотрудника, предложение ему материального или иного вознаграждения за необходимые данные.
  2. Шантаж ключевого менеджмента. Часто эта часть бизнес - шпионажа начинается с предложения передать ничего не значащую информацию за материальное вознаграждения, а при согласии объекта в дальнейшем его начинают шантажировать связями с конкурентом для получения доступа к более ценной информации.
  3. Внедрение «агента влияния» в трудовой коллектив под видом нового сотрудника.

Теперь, когда нам известны основные методы, применяемые для недобросовестной конкуренции, упрощается задача противодействия им со стороны «потенциальных жертв».

Так, найма «агентов» конкурирующих организаций поможет избежать скрининговая проверка на полиграфе при приеме на работу. Типовым пунктом, включаемым профессиональными полиграфологами в опросный лист при такого рода собеседованиях, становится выяснение, не действует ли новый сотрудник в интересах третьих лиц и конкурирующих компаний, и не является ли причиной его поиска нового места работы стремление получить доступ к нужной информации.

В то же время, проведение служебного расследования с помощью полиграфа в случаях подозрения сотрудника в работе на конкурентов является хорошим средством выявления попыток его подкупа или шантажа.

Нам лишь остается напомнить, что бизнес - шпионаж представляет собой протяженное во времени преступление. Потерпев неудачу во внедрении собственного «агента» в трудовой коллектив, конкуренты могут воспользоваться другими методами и наоборот. Важно понимать, что попытки получения представляющей коммерческую ценность информации не прекращаются никогда, поэтому также полезно проведение периодических проверок на детекторе лжи основных сотрудников для мониторинга ситуации «в режиме онлайн».

Желаем Вам успешного бизнеса!

Добавить комментарий

Оставить комментарий