Предприниматели часто сталкиваются в своей деятельности с попытками передачи конфиденциальной информации о клиентской базе компании конкурентам неблагонадежными сотрудниками. Правила обращения с такого рода информацией должны быть строго прописаны в соответствующих регламентах предприятия, регулирующих его деятельность в сфере информационной безопасности. Рекомендуется устанавливать CRM - системы, оказывающие информационную поддержку менеджерам коммерческого отдела в общении с клиентами, и в то же время не дающие одновременно скопировать большой объем клиентской информации. Также в бизнесе практикуется разделение клиентской базы между различными менеджерами с целью минимизации риска ее утраты.
Действительно, чаще всего коммерческая база клиентов компании подвергается риску утраты в случаях увольнения сотрудников коммерческого отдела за трудовые и иные нарушения. Уволенный работник стремится кражей подобной информации «отомстить» работодателю за принятие решения о его увольнении. Кроме того, база клиентов сможет в дальнейшем послужить своеобразным «приданым» для недобросовестного менеджера по продажам при приеме на работу в конкурирующую компанию.
Реагирование на такую ситуацию осложнено тем, что сотрудник уже уволен из компании и нет возможности организационного воздействия на него, а доказать кражу коммерческой информации при современном уровне законодательства РФ довольно тяжело. Подобные случаи должны стать поводом для серьезного пересмотра политики информационной безопасности компании с целью впредь не допускать подобных инцидентов.
Однако, в некоторых случаях предприниматели сталкиваются с необъяснимым падением уровня продаж своих основных или территориальных подразделений. В таких случаях необходимо убедиться, что:
- уровень исполнительской дисциплины сотрудников коммерческого отдела находится на должном уровне, каждый менеджер обеспечен обоснованным планом продаж и ведется оперативный контроль его деятельности со стороны руководства сбытового подразделения компании;
- реклама, товаров и услуг, предоставляемых Вашей организацией, нацелена на верный сегмент целевой аудитории;
- база Ваших клиентов надежно защищена и не попала частично или полностью в руки конкурентов.
Если оперативная проверка показывает, что сбытовое подразделение функционирует в штатном режиме, но падение уровня его продаж продолжается, необходимо назначить негласное служебное расследование по этому поводу, обращая внимание на следующие признаки:
- Появляются массовые случаи обратной связи от клиентов Вашей компании с менеджерами с информацией о том, что они массово получают почтовую рассылку об открытии компании с таким же ассортиментом товаров и услуг, что и у Вас.
- При прозвоне Вашими менеджерами оставленных заявок, клиенты массово отвечают о получении более выгодного предложения.
- При участии в тендере на закупку товаров (услуг), Вам оказывается доступно коммерческое предложение конкурентов, в деталях повторяющее Ваше собственное, включая конфиденциальные моменты, подготавливаемые в коммерческом департаменте специально под данную сделку.
Во всех перечисленных выше случаях можно подозревать, что кто-то из действующих сотрудников продает Вашим конкурентам коммерческую базу клиентов компании прямо с рабочего места. В такой ситуации целесообразно провести расследование деятельности подозреваемых работников при помощи полиграфа по подозрению в «сливе» клиентской базы. Этот метод позволит в сжатые сроки прекратить утечку важной информации о деятельности коммерческого департамента и минимизировать потери от происшедшего инцидента, быстро уволив виновного сотрудника и оградив от него трудовой коллектив.
Кроме непосредственного реагирования на уже случившееся событие, для работодателя видится необходимым наладить периодическое тестирование менеджеров и руководителей отдела продаж компании на детекторе лжи с целью повышения их исполнительской дисциплины и контроля ситуации с соблюдением коммерческой тайны и финансовой чистоплотностью сотрудников сбытовых подразделений в режиме «онлайн».
Агентство «Бест-полиграф» желает Вам успехов в бизнесе!